Слайд презентации Стратоплана к эфиру 3 июля 2024 года (Источник: Stratoplan)
Казалось бы, образовательные онлайн-платформы революционизировали обучение. Гибкость, интерактивность и доступность сделали их популярными среди миллионов учащихся. Но не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд…
3 июля в рамках специального эфира Школы менеджмента «Стратоплан» мы расследовали, почему многие образовательные платформы не достигают поставленных целей и не решают задачи подписчиков, а также поговорили о том, как выбрать эффективную стратегию обучения для сотрудников каждой конкретной компании.
Платформы стали неотъемлемой частью современного обучения, предоставляя тысячи курсов и образовательных ресурсов в различных форматах. Считается, что они играют важную роль в современном образовании, предлагая людям и целым корпорациям по всему миру возможность учиться в удобное для них время и буквально из любой точки земного шара. И казалось бы, статистика это подтверждает.
Статистика рынка онлайн-обучения (Источник: https://upskillwise.com)
Ключевые данные и тенденции онлайн-обучения:
Это яркий пример того, как маркетологи пытаются повлиять на наш с вами выбор с помощью цифр.
Напомним: 98% людей, которые попробовали онлайн-формат, не остаются на платформах для долгосрочного обучения. А цифры (те, которые нам навязчиво демонстрируют) — это маркетинг в его лучшем виде.
Вопреки радужной статистике, эффективность платформ часто ставится под сомнение, особенно в корпоративной среде. Несмотря на то, что они привлекают миллионы пользователей и получают тысячи положительных отзывов, за видимой успешностью скрываются серьезные проблемы. 90% контента на платформах оказывается бесполезным, что приводит к сотням тысяч потерянных часов учащимися и значительным финансовым потерям для бизнеса. Почему же?
Изначально хорошая идея обучения людей онлайн при масштабировании начала развиваться в совсем неожиданном направлении, так-как никакие технологии не могут изменить то, как обучаются взрослые люди. Просмотром курса в записи здесь не отделаешься.
Стратегия в обучении – это вложение денег компании и времени сотрудников в получение нужных бизнесу навыков. Непозволительно тратить время и средства на то, что точно не работает. Несмотря на то, что платформы открыто показывают свою статистику, мало кто из пользователей читает и анализирует эти данные. А мы это сделали.
В собственном мини-расследовании, которое стало поводом для проведения нашего специального эфира, мы решили взять за пример две платформы, входящие в ТОП-3 самых популярных на рынке образовательных услуг: Coursera и LinkedIn Learning.
Из 142 миллионов пользователей, зарегистрированных на платформе Coursera за все время ее существования, только около 2,8 миллиона являются платными клиентами, что составляет всего 1,9% от общего числа учащихся. Эта информация отражает значительный разрыв между общим числом зарегистрированных пользователей и теми, кто оплачивает подписку на образовательные программы, а также демонстрирует низкую конверсию и подтверждает проблему с удержанием студентов.
Общий объем пользователей и доходы Coursera
Число зарегистрированных учащихся на платформе Coursera (Источник: Coursera)
Возьмем за пример курс по стратегическому менеджменту от Coursera. Всего на программу записалось 54 159 человек:
Данные показывают, что сложные курсы имеют успешность завершения около 1,5%, тогда как простые — до 4%. То есть если ваша компания запишет своих сотрудников на обучение, то до конца курсов из 100 человек дойдет лишь 4. И это в лучшем случае. Согласно статистике трафика на платформе, пользователи проводят здесь в среднем 16 минут день. Как вы считаете, о каком качестве обучения может идти речь? Можно ли такие курсы назвать эффективными и полезными? Этого ли вы ждете, вкладывая тонну времени и сил и направляя на платформы десятки своих сотрудников?
«Может ли студент с не наметанным глазом отличить полезный курс от бесполезного? Хотите ли вы, чтобы он тратил свое рабочее время на то, чтобы в этом разбираться и разгребать этот безумный набор курсов? А вы за это деньги заплатили, между прочим», — дополняет Слава Панкратов.А вот, как пользователи оценивают пользу от курсов Coursera на сайте Trustpilot.
Оценка курсов платформы Coursera (Источник: Trustpilot)
70% проголосовавших дают им всего одну звезду из пяти. This is bad. Можно даже сказать too bad. А теперь, о не менее распиаренной платформе LinkedIn Learning.
Топ-3 приоритетные профессиональные программы LinkedIn (Источник: LinkedIn)
Таким образом, LinkedIn Learning имеет значительное число зарегистрировавшихся пользователей. Как и в случае с Coursera, статистика учитывает всех подписчиков со дня основания платформы, независимо от того, активны ли они в данный момент или нет. Правда в том, что большинство из них не остается после пробного периода. А почему?
Если говорить о платформе Coursera, из 142 миллионов пользователей лишь 1,9% являются платными, что подтверждает низкую конверсию бесплатных пользователей в платных.
Университеты и вендоры продолжают создавать курсы для платформ, так как они привлекают широкую аудиторию, являясь входным этапом воронки студентов и пользователей. Но, если говорить про обучение, то… только 1,5-4% пользователей завершают курсы и приобретают дополнительные услуги.
Эти данные подчеркивают сложность использования образовательных платформ, поскольку для эффективного обучения требуется не только доступ к информации, но и изменение моделей поведения для достижения целей бизнеса. В силу своей массовости платформы часто не в состоянии предоставить своим подписчикам практическую интеграцию и индивидуализацию образовательного процесса для повышения эффективности.
«Так учиться неудобно и неинтересно. Без обратной связи и когда тебя никто не слышит. Сотрудник идет, пробует, видит, что это какая-то ерунда несусветная, что это не работает, и начинает сомневаться в себе. Это огромная, слабо работающая машина, на которую вы тратите деньги своей компании», — считает Слава Панкратов.
При прохождении живого курса вы не можете поставить его на паузу или посмотреть на ускоренной перемотке, что заставляет слушать преподавателя более внимательно. Более того, вы подписываете соглашение с группой, где обязуетесь появиться в назначенное время в назначенном месте и работать вместе.
Обучение профессии — это не столько про знания, но в основном про получение навыков, образ мыслей и другие важные нюансы. Например, важность практики и обратной связи. На платформах процесс рефлексии отсутствует вообще. В ранее неизвестную вам сферу деятельности необходимо заходить с большим количеством профессиональной, живой поддержки и обратной связи.
«В новую предметную навыковую область лучше входить через обучение с людьми, через видеокурсы туда не зайдешь. Начинать с видео нереально, и это не работает. А вот для дополучения информации они могут быть полезными. Если речь идет о soft skills, то приобрести навык без отработки с другим человеком не получится. Это как научиться плаванию, боевым искусствам или танцам по видео», — добавляет Александр Орлов.
Мы уверены, что настоящее обучение должно включать в себя практическую направленность, где студенты могут применять полученные знания. Это может быть достигнуто через менторинг, внедрение и сопровождение. Наиболее эффективными показывают себя гибридные модели обучения, сочетающие онлайн-курсы и практическую работу.
Кастомизация учебного процесса под конкретные задачи компании позволяет значительно повысить эффективность обучения. Это включает создание специализированных учебных программ, которые учитывают уникальные потребности и цели конкретного бизнеса. Есть несколько эффективных вариантов организации обучения:
Платформы могут быть полезным инструментом, но они эффективны только для небольшого процента студентов. Они не панацея и решают очень узкую задачу.
«Нужно призадуматься о том, как вы обучаете своих сотрудников, потому что они не обязаны разбираться в таких тонкостях. На образовательных онлайн-платформах существует некоторое количество классных курсов, но чтобы их найти, нужно профессионально отсмотреть сотни и выбрать более или менее подходящие. Более того, на них нет практики отработки полученных знаний. Получается, что, отправляя людей учиться, вы бросаете их в огромную библиотеку в надежде на то, что хотя бы кто-то выберет и пролистает хоть одну книгу», — комментирует Слава Панкратов.
Соблазн купить доступ к онлайн-платформе сразу для всех сотрудников компании понятен и велик, однако это не принесет желаемого эффекта без практики отработки полученных знаний. Для достижения значимых результатов в обучении необходимо внедрять практические методы, кастомизировать учебные программы и внимательно отслеживать эффективность. Стратегия обучения должна быть направлена на изменение моделей поведения сотрудников и достижение конкретных бизнес-целей.
И напоследок небольшая история. Представьте, что ваш знакомый по имени Петр решил привести себя в хорошую физическую форму и для этого купил абонемент в спортзал. Готово, дело сделано! Обрадовался он. Пришел на тренировку, сел с краешку (или даже в центре зала) и начал смотреть. Так продолжалось день, два, неделю, месяц… Но накопленный за зиму жирок почему-то никуда не исчезал. Более того, мышцы не росли. Он удивился, расстроился и, возможно, даже чертыхнулся от досады, когда увидел, что дядечка, который покупал абонемент в один с ним день, за прошедшие с того момента месяцы стал смахивать на брата Арнольда Шварценеггера. Только дядечка взял себе абонемент с поддержкой тренера, который составил для него индивидуальную программу и по ходу ее корректировал, а также следил, чтобы все упражнения делались правильно…
Ждете продолжения? А его не будет. Просто история такая.
Мы искренне порадуемся за вас, если платформы действительно смогли принести вам какую-то пользу. Не ваш случай? Тогда вполне понятно, если вам досадно и жалко потраченного времени и средств. Здесь главное быть честным с самим собой и понимать, что очередной сертификат, прикрепленный к резюме, не принесет необходимых навыков ни вам, ни вашим сотрудникам. Помогли ли платформы достичь поставленных целей вам и вашей команде? Делитесь в комментариях.
Если вы заинтересованы в разработке эффективной стратегии обучения для вашей компании, команда «Стратоплана» готова предложить вам свои услуги и помочь выбрать действительно работающие образовательные ресурсы. В наших долгосрочных программах до конца доходят до 90% студентов. И это не магия: методика обучения, работа с запросом, обратная связь, практика и т.д. «Стратоплан» – это не платформа. Да, мы используем технологии для предоставления нашим студентам лучшего качества образовательных услуг, но у нас с вами работают живые люди, живые тренеры, живые кураторы, и вы применяете полученные знания на живой практике. А это и есть обучение для взрослых.
Свяжитесь с нами для обсуждения ваших потребностей и получения более подробной информации: https://form.stratoplan-school.com/form/view/192134
Надеемся, что наше небольшое расследование оказалось вам полезным и поможет выбрать тот формат обучения, который будет наиболее эффективен в достижении ваших целей и целей вашей компании.
Ваша Школа менеджмента «Стратоплан»
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.