Я недавно изменил подход к обучению. Ну как недавно — пару лет уже (т.е. изменил и попробовал — работает). Хочу поделиться.
Короткая предыстория (к чему все это). У меня три высших образования, поработал в нескольких непохожих предметных областях (от хирургии до программирования и управления проектами), временами веду тренинги. Можно сказать я много учился, много учил и много думал на эту тему (ну и дети подрастают, их тоже чему-то учат, об этом тоже размышляю).
В 2014 году столкнулся с выкладками экспертов. В сущности, они банальны, но мой взгляд на самообразование и ведение тренингов скорректировали. Возможно, пригодятся и вам.
Согласно выкладкам, некоторые эксперты выделяют три вида обучения:
поверхностное обучение (surface learning)
глубокое обучение (deep learning)
перенос навыков (transfer).
— изучение поверхностное теории, «мат. части». Чтобы лечить людей нужно знать анатомию, чтобы программировать — правильно пользоваться языковыми конструкциями, чтобы общаться с иностранцами — овладеть минимальным словарным запасом и базовой грамматикой.
Именно поверхностное обучение окружает нас повсеместно. Школы, ВУЗы, почти все современные онлайн-ресурсы построены вокруг загрузки базовой информации в мозг и тестов, проверяющих «прошла ли загрузка?».
По данным исследователей, мы растем в мире, где на 80 — 90% преобладает поверхностное обучение. Хорошая новость — поверхностное обучение действительно необходимо. Плохая — это лишь первый шаг (реальная целью учебы — перенос навыков, а не решение тестов).
— переосмысление азов, сопоставление разных частей теории для решения сложных задач. Что делает врач, столкнувшись с пациентом (хотя бы с его историей болезни в учебном классе) симптомы которого не подходят ни под одно «каноническое» описание в учебнике? Готов ли программист сделать устойчивое и расширяемое решение, готов ли писать код, который смогут (без сердечной боли) читать другие программисты? Или ему потребуется овладеть научиться и комбинировать подходы и паттерны (начиная от банально корректного комментирования, и заканчивая выбором удачной архитектуры для своего приложения из массы вариантов на ранних этапах разработки). В иностранных языках полезно заучивать не просто слова, а устойчивые фразы и выражения, где их использование будет естественнее и уместнее (вместо грамматически правильных, школьных штампов).
Глубокое обучение стоит на плечах поверхностного. Нельзя обмануть природу и перепрыгнуть в изучение мат. части. Глубокое обучение гораздо сложнее технически. Одно дело заставить человека учить неправильные глаголы и проверять результат, другое дело — убедиться, что он научился подставлять наиболее удачные обороты в самом подходящем контексте. Как этому научить? Как проверить?
Продумать глубокую учебную программу достаточно сложно. Большинство учителей, преподавателей (да чего уж там — и тренеров) банально глубину подменяют сложностью. Выучил анатомию — учи гистологию и топографическую анатомию, выучил ее — подкинем еще. Разобрался с несколькими основными «временами» в английском (которых, вообще говоря, хватило бы для сравнительно свободного общения) — вот тебе еще столько же (и не важно, что они достаточно редкие и в них ты окончательно запутаешься). На азы должна наслаиваться глубина. Это шаг к переносу знаний в реальную жизнь.
Transfer learning — то для чего мы учимся. Чтобы меняться. Чтобы менять повседневную жизнь и работу (делать нечто, чего не умели, создавать новое или старое, но лучше, эффективнее, быстрей).
Выпускники обычных школ, как правило, понятия не имеют что такое бином Ньютона (многие даже не догадываются, что реально проходили его на алгебре), не понимают как в реальной жизни может пригодится интеграл (для них он остается очень сложной абстракцией, злобной выдумкой фанатичных математиков). Мало кто после школьного курса свободно говорит и пишет по-английски (это после 8-9 то лет изучения!). Я уж не говорю о том, что выпускники ВУЗов (черпавших знания и навыки только от учителей) не способны ни программировать (решать реальные боевые задачи в команде), ни лечить людей (тут медики подстраховались и придумали интернатуру и ординатуру, чтобы бывших студентов напрямую к живым людям не пускать).
— наиболее сложная штука в учебе. И единственная, по которой на самом деле стоило бы мерить результат. Научился или нет? Покажи! Ты стал свободно и более-менее грамотно писать и говорить на иностранном? Влился в ИТ-разработку или можешь показать сложное решение, созданное своими руками (да, учебный «Hello World!» можешь, речь не об этом)? Ты самостоятельно выполняешь сложные медицинские процедуры (катеттеры, зондирование, интубация, не говоря уже о постановке не банальных и доказано-правильных диагнозов)? Ты реально это делаешь или можешь делать (ты проверял)? Если да, значит перенос состоялся.
Повторюсь, вся привычная нам система образования построена вокруг первого уровня (surface learning). Она проста для учителя, успокаивает родителей (вон какой толстый учебник мой оболтус изучил, а этих формул даже я не понимаю, а он как-то решает ведь, работает школа!).
Самая большая проблема — к стопроцентно поверхностному обучению привыкают и ученики. Они быстро «смекают», что их главная задача (ожидание от них) радовать учителя. Это значит решать его тесты. За пару лет средней школы (не говоря уже про ВУЗ) студенты привыкают на лету вычленять важное (из книги или лекции) и «запоминать, ибо потом спросят». Студенты-отличники это, чаще те, кто великолепно решает тесты, проверяющие поверхностные знания. Это не плохо. Проблема в том, что учатся не ради «мат. части», а ради практического применения глубоких познаний.
Некоторые эксперты приводят такое определение учебы (настало время его привести, перескажу своими словами): «учеба (learning) это процесс накопления достаточного количества поверхностных знаний, чтобы затем двинуться к глубокому пониманию и затем корректно перенести изученное для решения повседневных задач».
Кто-то учится в спец. школах и ведущих ВУЗах и ему повезло. Некоторых друзей (и их детей) учили наглядно представлять любую теорему, тренировали вытаскивать и комбинировать абстрактные образы для творческого решения сложных задач, кое-где наряду с банальными лекциями и лабораторками существует проектно-ориентированные и проблемно-ориентированные курсы (и далеко не все удачные).
Однако поверхностное обучение доминирует абсолютно, и технический прогресс ему, кстати, помогает. Подавляющее большинство обучающих роликов современных университетов лишь пятнадцати минутные теории, «консервы знаний» с тестами в конце. Прекрасная отправная точка, по структуре и формату нередко годящееся на замену школьного или ВУЗовского surface learning. И, как и школа, создающее ощущение «я это знаю, я это проходил, у меня даже за тест «пятерка с минусом».
Очень простые тезисы:
— критерий учебы — перенос навыков в реальную жизнь
— поверхностное обучение простое и приятное, к нему тяготеют учителя и привыкают ученики
— >80% всей окружающей нас учебы (не только в России или Украине, но вообще в мире) — surface learning (что хорошо, но недостаточно, а значит не эффективно)
— совмещать в нужных пропорциях surface, deep learning и transfer — трудно (но нужно), это мало кто умеет и почти никто даже не пытается.
Контролируйте себя. Берясь за изучение нового:
Разберись, какая мат. часть (поверхностное обучение) считается абсолютно необходимой и почему.
Пойми, что можно отнести к глубокому обучению (сторонись его на первых порах).
Поставь четкие критерии — когда нырнешь глубже (слишком долго оттягивать глубокое обучение не менее вредно — потерянное время, подмена практичности сложностью, со временем — выгорание растут отсюда).
Все время концентрируйся на том чтобы учить правильные вещи, не упусти момент переключения между surface и deep. Контр-аварийному вождению учатся те, кто перестал путать педали. И наоборот, стал уверенно кататься по двору — убирайся оттуда, езжай в город, ищи ситуаций где потребуется более сложная комбинация базовых навыков (но без риска для жизни своей и чужой жизни).
Переноси навыки в жизнь, выискивай сбои. Как бы великолепно ты не ездил с инструктором — грош цена если не сможешь остаться в машине один. Непривычная коробка передач, габариты авто или неудобная горка на выезде из гаража — что бы ни было препятствием — именно в преодолении их решается вопрос «ты научился» / «ты остался неучем». Transfer — это сложнейший, последний и по-настоящему важный для тебя шаг.
Не можешь выбрать — учись сам. Информации и технических возможностей предостаточно.
Простой способ протестировать будущего наставника — вопросы в духе «что мы будем учить» + «зачем это учить» и «как пойму, что научился». Почти всегда можно понять из какой вселенной разговаривает с тобой учитель, открыт ли доступ оттуда в deep и transfer?
Возможно, мои выводы и вам (или близким) при случае окажутся полезны.
Весь 2021 год мы уже работали как компания, юридически расположенная в Евросоюзе, и планомерно переносили в эту юрисдикцию основные бизнес-процессы, включая прием платежей, основные расходы и уплату налогов.
Справившись с первым шоком и стабилизировав работу команды, 01.03.2022 мы заявили, что останавливаем коммерческие проекты и ближайший месяц перебрасываем все силы на проведение поддерживающих психологических семинаров для всех, кому нужна поддержка в это непростое время.
Понимая, что наш статус EU-компании и принятое решение остановить все коммерческие активности дают нам немного времени (наши налоги уже не работают против людей), следующие 10 дней мы уделили организации и запуску открытого бесплатного проекта поддержки для всех наших клиентов и подписчиков.
За это время стало окончательно понятно, что мы больше не можем поддерживать своими налогами путь, который выбрала РФ, поэтому мы прекращаем экономическую деятельность в России — наша компания не принимает платежи и не платит налоги на территории РФ.
Текущие, запущенные проекты мы доводим до конца, так как всегда выполняем все взятые на себя обязательства, как и все предыдущие 12 лет нашей бизнес-практики.
Мы — бизнес-школа, учебное заведение. В мировой истории было достаточно позорных моментов, когда образование было недоступно людям с определенным цветом кожи, определенной национальностью или в силу других дискриминационных признаков.
Мы не поддерживаем дискриминацию в любом ее проявлении, в том числе по цвету паспорта людей, которые к нам приходят.
Мы будем работать с теми студентами, кто готов при поступлении подтвердить свою позицию относительно дискриминации и согласиться с нашими правилами работы.
Мы всегда работали на русском языке, с момента основания Школы. Русский — 8-й язык по количеству носителей в мире и это язык, на котором мы думаем и работаем. Наша задача — оставаться лучшей школой для тимлидов и менеджеров, и мы можем это сделать, работая на русском.
С пониманием ко всем, кто придерживается другой точки зрения, мы оставляем за собой выбор принимать обоснованные и последовательные решения в интересах наших клиентов во всех уголках мира.